Выкидыш книппер

Владимир

Ольга Книппер — последняя любовь Антона Чехова

Он называл ее «милой собачкой», «милюсей» и «актрисулей», а для нее он всегда оставался Антонкой. Ольга Книппер появилась в жизни Антона Павловича Чехова на закате его дней, и стала последней любовью великого писателя. Он мечтал о жене, которая бы, словно луна, время от времени озаряла его жизнь, и действительно получил желаемое: отношения пары строились на расстоянии даже после свадьбы, Ольга не хотела оставить московский театр, а Антону Павловичу нужно было оставаться в Ялте, поскольку шалило здоровье. В разлуке влюбленные писали друг другу письма, полные нежности и заботы.

Чехов впервые увидел Ольгу Книппер на сцене московского художественного театра. Актриса произвела на писателя столь сильное впечатление, что он влюбился в нее с первого взгляда и попытался наладить общение. Единственным способом поддерживать общение были письма: послания летели из Ялты в Москву с завидной регулярностью.
Ольга Книппер в спектакле Три сестры по пьесе А.Чехова

Ольга Книппер в спектакле Три сестры по пьесе А.Чехова

«Милая, необыкновенная актриса, замечательная женщина, если бы Вы знали, как обрадовало меня Ваше письмо. Кланяюсь Вам низко, низко, так низко, что касаюсь лбом дна своего колодезя, в котором уже дорылись до 8 сажен. Я привык к Вам и теперь скучаю и никак не могу помириться с мыслью, что не увижу Вас до весны…» Так писал Чехов в ответ на послания Ольги Книппер, безмерно восхищаясь ее талантом и ожидая новых встреч. Общение становилось все более доверительным, и в Москве, и в Ялте уже судачили о возможной будущей свадьбе. Правда, писатель не торопился звать замуж возлюбленную. Свадьба все-таки состоялась, 7 июня 1901 года прошла закрытая церемония. С этого момента Книппер и Чехов стали официально мужем и женой, хотя жить вместе они так и не стали.
Ольга Книппер в спектакле Идеальный муж, 1954 год

Ольга Книппер в спектакле Идеальный муж, 1954 год

Из Ялты Чехов писал так: «Дуся моя, ангел, собака моя, голубчик, умоляю тебя, верь, что я тебя люблю, глубоко люблю; не забывай же меня, пиши и думай обо мне почаще. Пиши мне, пёсик мой! Береги твоё здоровье. Если заболеешь, не дай Бог, то бросай всё и приезжай в Ялту, я здесь буду ухаживать за тобой. Не утомляйся, деточка».
Ольга Книппер в молодости

Ольга Книппер в молодости

Чехов писал, и роли в его пьесах, конечно же, доставались Ольге Книппер. Тут же поползли слухи о том, что знаменитая актриса затеяла этот роман исключительно ради выгоды. Конечно же, эти сплетни имели мало общего с действительностью. Хотя Ольга и не могла расстаться с театром, но в искренности ее чувств сложно сомневаться. Ольга очень хотела, чтобы в их семье родился ребенок, но этому не суждено было произойти. Ольга забеременела, но у нее случился выкидыш.
Фото Ольги Книппер с котом

Фото Ольги Книппер с котом

Расстояние не могло не отразиться на жизни супругов. У Ольги в Москве были поклонники, и поэтому к Чехову молва доносила пренеприятные сведения об изменах возлюбленной. Однако он все прощал и отвечал на это с присущей ему иронией: «Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, жидовка ты, скряга. А меня ты разлюбила, вероятно, за то, что я, человек неэкономный, просил тебя разориться на одну – две телеграммы… Ну что ж! Так тому и быть, а я всё ещё люблю тебя по старой привычке…»

Последние дни жизни Чехова прошли с Ольгой. Она была рядом, заботилась о своем муже. Заключительная глава жизни великого русского писателя подходила к концу спокойно и тихо, он ушел счастливый осознанием того, что не одинок, что его муза – рядом. Антон Чехов был оптимистом, он оставил на память о себе бессмертные художественные произведения, из которых современные читатели выписали 10 рецептов лечения от депрессии.

Использованные источники: vk.com

Ольга Книппер — последняя любовь Антона Чехова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Расстояние не могло не отразиться на жизни супругов. У Ольги в Москве были поклонники, и поэтому к Чехову молва доносила пренеприятные сведения об изменах возлюбленной. Однако он все прощал и отвечал на это с присущей ему иронией: «Я получил анонимное письмо, что ты в Питере кем-то увлеклась, влюбилась по уши. Да и я сам давно уж подозреваю, жидовка ты, скряга. А меня ты разлюбила, вероятно, за то, что я, человек неэкономный, просил тебя разориться на одну – две телеграммы… Ну что ж! Так тому и быть, а я всё ещё люблю тебя по старой привычке…»

Последние дни жизни Чехова прошли с Ольгой. Она была рядом, заботилась о своем муже. Заключительная глава жизни великого русского писателя подходила к концу спокойно и тихо, он ушел счастливый осознанием того, что не одинок, что его муза – рядом. Антон Чехов был оптимистом, он оставил на память о себе бессмертные художественные произведения, из которых современные читатели выписали 10 рецептов лечения от депрессии.

По материалам сайта ria.ru

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: участинкам блога, зарегистрированным пользователям, модераторам

Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:

Комментарии

— только НЕ ОТ Чехова! От кого именно — никто не знает. И Чехов, увы, был в курсе — сколько месяцев жизни забрала у него эта подлая лядская история, кто знает. Книппер по сути была обычной театральной ШАЛАВОЙ, любовницей Немировича-Данченко, которую тот решил сбагрить Чехову во имя интересов МХТ.

Чехов и женился на ней только потому, что знал: он скоро умрет. Свое «почетное вдовствование» Книппер эксплуатировала еще пол-века, как и сестра Мария Павловна свое близкое родство.

За все это время эти две бабы умудрились ТУШЬЮ вымарать уникальные письма Антона Павловича.

Не врите, ничего он НЕ мечтал ни о каких женах!

» . Извольте, я женюсь, если Вы хотите этого. Но мои условия: всё должно быть, как было до этого, то есть она должна жить в Москве, а я в деревне, и я буду к ней ездить. Счастье же, которое продолжается изо дня в день, от утра до утра, — я не выдержу. Когда каждый день мне говорят всё об одном и том же, одинаковым тоном, то я становлюсь лютым. Я, например, лютею в обществе Сергеенко, потому что он очень похож на женщину («умную и отзывчивую») и потому что в его присутствии мне приходит в голову, что моя жена может быть похожа на него. Я обещаю быть великолепным мужем, но дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день. «

Из письма Чехова Суворину, 23 марта 1895 г.

Надо очень не любить Чехова или попросту НЕ ЗНАТЬ его для того, чтобы написать такую чушь.

Использованные источники: kulturologia.ru

Ольга Книппер-Чехова

Olga Knipper-Tschechowa

День рождения: 21.09.1868 года
Возраст: 90 лет
Место рождения: Глазов, Россия
Дата смерти: 22.03.1959 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

«Ругаю себя». После смерти Чехова она продолжала писать ему

Этот год в литературе связан с юбилеем Чехова — 150 лет со дня рождения. Тех, кто лично знал писателя, в живых уже не найти. Зато среди нас есть люди, дружившие с его женой Ольгой Книппер. Что неудивительно — она пережила Чехова на 55 лет. Актриса умерла в 1959 году в 90-летнем возрасте.

Автор: Мария Позднякова
Сайт: Знаменитости

«Наша Герцогиня»

Когда после смерти Книппер её близкая подруга и душеприказчица Софья Бакланова разбирала вещи покойной, любимые французские духи Ольги она решила подарить мхатовской актрисе Кире Головко. На протяжении 20 лет Кира была вхожа в дом Книппер-Чеховой. Старинный хрустальный флакон до сих пор занимает почётное место в секретере Киры Николаевны. Сам парфюм давно высох (новая владелица ни разу не пользовалась духами, они для неё — реликвия). Однако аромат остался, и, если открыть флакон, можно услышать запах женщины, которая пленила Чехова. И вспомнить его первые впечатления о будущей жене: «Так хорошо, что даже в горле чешется». Его сразу тронули в ней «интеллигентность тона… благородство и задушевность».

Последние новости и факты в Telegram-канале «Знаменитости». Подписывайся!

«Ольга Леонардовна была удивительно гостеприимным человеком, — вспоминает Кира Николаевна. — Впервые я переступила порог её московской квартиры в Глинищевском переулке в 1940 году. Мне было 20 лет, и я недавно поступила в труппу МХАТа. Ольга Леонардовна не проявила ко мне, начинающей актрисе, никакого высокомерия. Она была светским человеком в лучшем смысле этого слова — умела с каждым найти общий язык. С ней было легко, светло и уютно. Когда через восемь лет я вышла замуж за адмирала Арсения Головко, Книппер пригласила меня в гости вместе с супругом. Он отнекивался: «Ну что я буду делать с этой старухой?!» А через пять минут после знакомства «заливался соловьём» и не хотел уходить. Ольга Леонардовна рассмеялась: «С вашим мужем мы сошлись на камбале. Оба любим эту рыбу».

В её квартире стоял огромный стол, угощали от души. Готовила домработница, сервировать помогала Софа (Софья Бакланова). Софа была архитектором, но ради Книппер забросила свою карьеру. Она была лет на 15 моложе Ольги Леонардовны и до последнего дня во всём ей помогала. Это был удивительный пример бескорыстной дружбы. У Книппер часто устраивались музыкальные вечера, я не раз слышала, как в её гостиной играл Святослав Рихтер. Гостям Ольга Леонардовна предлагала шампанское, предварительно на кухне из него выпускали газы. Считалось, что они вредят здоровью. Сама она обычно выпивала маленькую рюмочку коньяку. И обязательно чокалась… А чай пила из кружки Антона Павловича. Говорят, потом кружка попала в музей в Мелихове.

Во МХАТе Книппер за глаза называли «наша Герцогиня». Она одевалась элегантно, но скромно: тёмно-и светло-серые тона, крахмальные воротнички. Из украшений — золотой медальон с изображением чайки, с которым она практически не расставалась. Седые волосы не красила, они у неё были немного вьющиеся, с серебристым оттенком. Она могла быть очень откровенной. Однажды вспомнила, как они с Антоном Павловичем мечтали о ребёнке, но случился выкидыш…»

Этот трагический эпизод отражён и в переписке Книппер с Чеховым. Актриса рассказывает, что попала в больницу. И в самом конце: «Ты стал мне ещё ближе». «До знакомства с Ольгой Леонардовной мне казалось, что не стоило публиковать эти интимные письма, — рассуждает Кира Николаевна. — Ну как это так? Она подписывается — «твоя собака», он называет ее «дусиком», «лошадкой», «Книппершвиц», «всю её целует… подбрасывает вверх». А потом поняла, что мы должны знать и такого Чехова, влюблённого».

Публикация 800 с лишним писем, которыми за 6 лет обменялись Книппер и Чехов, поставили в тупик недоброжелателей актрисы. Они-то уверяли, что Ольга буквально затащила писателя под венец. До этого Чехов в свои сорок лет ни одной женщине не признавался в любви. И вдруг как откровение: «Радость моя, спасибо тебе за то, что ты такая хорошая… Я уже говорил тебе 10 000 раз и буду говорить, что я тебя люблю… Моя жена хорошая, необыкновенная». В письмах Чехова не отыщешь хандры, а вот Книппер периодически «раскисает», корит себя, что занята «каким-то эфемерным делом» (службой во МХАТе. — Авт.), вместо того чтобы скрашивать дни Чехова в Ялте. «Антонка, родной мой. села писать и заревела. Хочется быть около тебя, ругаю себя, что не бросила сцену. Я сама не понимаю, что во мне происходит, и меня это злит. » Чехов успокаивал: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл (туберкулёз. — Авт.), а в тебя любовь к искусству».

«Трам-там»

«Мне довелось несколько раз видеть Ольгу Леонардовну на сцене, — вспоминает Кира Николаевна. — Этого не забыть. Она могла потрясти, сказав два слова. Помню празднование во МХАТе её 85-летнего юбилея. Она сидела в ложе, а на сцене давали «Трёх сестёр». В пьесе есть момент, когда Вершинин говорит Маше: «Трам-там-там?» И Маша отвечает ему: «Трам-там». В этом представлении вместо Маши, которую играла Алла Тарасова, на эту реплику из ложи низким грудным голосом ответила Ольга Леонардовна. Вершинин снова повторил: «Трам-там-там?», Книппер ещё раз ответила, но уже с другой интонацией и ударением. И, понимаете, этим «трам-там» было столько сказано, что зал на мгновение замер, а потом разразился овациями, аплодировали стоя».

Эта женщина умела в самые тяжёлые моменты жизни внутренне сказать себе «трам-там» и прямо держать спину. Судьба распорядилась, чтобы именно Ольга была рядом с писателем в его последние минуты. Она стояла на балконе гостиницы в немецком Баденвейлере, за спиной в номере на кровати лежал Чехов. Только что ушёл доктор, который констатировал смерть. Неожиданно на столе из недопитой бутылки шампанского вылетела пробка, потом в помещение залетела огромная ночная бабочка. За несколько часов до кончины Чехов рассмешил её, придумывая очередной рассказ… Умер он спокойно. Ольга Леонардовна Книппер, народная артистка СССР, дважды кавалер ордена Ленина, прощалась с жизнью мучительно. Агония длилась неделю. Время от времени тишину больничной палаты нарушали фразы чеховских героинь, подтверждая, что Чехов и всё с ним связанное и было её жизнью. «Почему я больше никогда не выходила замуж? Не могла никого представить на месте Антона».

Известно, что после смерти Антона Павловича Ольга Книппер продолжала писать ему письма. Только эти послания она унесла с собой.

Использованные источники: www.peoples.ru

Письма Чехова к жене: «Ольга, моя собачка»

Почти все пять лет своего брака Чехов жил вдали от жены, но их брак поддерживали 800 писем, написанных друг другу

Писатель Антон Чехов известен всему миру своими рассказами и пьесами о любви. В то же время самая интересная любовная история Чехова – это не те любовные романы, которые он описывает в книгах, а история отношений самого писателя с ведущей актрисой МХАТа Ольгой Книппер.

Они встретились в сентябре 1898 года на чтении Чеховым его новой пьесы «Чайка». Ему было 38 лет, ей не так давно исполнилось 30. Он был знаменитым писателем, она – молодой известной актрисой. В течение шести лет отношений их роли менялись: вначале это были драматург и актриса, затем – любовники, потом – муж и жена и в конце – инвалид и сиделка при нем до смерти Чехова в возрасте 44 лет.

В силу жизненных обстоятельств большую часть времени им приходилось жить вдали друг от друга: Книппер играла на сцене МХАТа, а больной туберкулезом Чехов жил в Ялте. Они проводили время вместе летом, но даже тогда проблемы Чехова со здоровьем сказывались на качестве их отношений. И несмотря на это, они хранили свою любовь.

Память об их любви осталась в письмах – за эти годы писатель и актриса отправили друг другу примерно по 400 посланий. (Впоследствии эти письма были опубликованы на русском и английском языках.) Переписка шла с 1899 по 1904 годы, в исторический для театра период, когда происходило рождение МХАТа и на его сцене ставились четыре пьесы Чехова, в каждой из которых Ольга играла главную роль.

Переписка началась в 1899 году, после постановки «Чайки», Ольга впервые сыграла в ней главную роль. Переписка продолжалась по мере того, как в театре шли репетиции, а затем на сцене ставилась пьеса Чехова «Дядя Ваня» (октябрь 1899 года), до премьеры пьесы «Три сестры» (январь 1901 года). Вскоре после этой премьеры они познакомились с семьями друг друга, вместе съездили из Москвы в Ялту и стали любовниками.

Письма затрагивают такие события их жизни, как выкидыш и болезнь Ольги Книппер в 1902 году, ее медленное выздоровление, а затем ухудшение здоровья Чехова и его угасание в то время, когда он писал свою последнюю пьесу – «Вишневый сад», премьера которой во МХАТе состоялась в январе 1904 года. Переписка прекратилась в апреле 1904-го, когда Чехов приехал в Москву и затем вместе с Ольгой отбыл в Германию, где он умер в Баденвейлере 2 июля 1904 года.

Условия, в которых они вели свою переписку, были чрезвычайными: актриса была загружена работой в театре, писатель болел, и они находились очень далеко друг от друга. Она писала либо из театра, задержавшись после спектакля, либо из квартиры, утомленная после вечеринки, которая продолжалась всю ночь, или сидя в вагоне поезда, возвращаясь из поездки в Ялту. Он писал из Ялты, тоскуя в одиночестве и желая услышать новости из театра или страдая от боли. Чехов даже не имел возможности поехать в Москву на премьеру трех из своих четырех пьес.

Несмотря на весь драматизм отношений, они продолжали переписку, которая давала им обоим жизненные силы. Ольга была единственной ниточкой, которая поддерживала его связь с Москвой и театром, по которому он так скучал. Она, со своей стороны, отчаянно пыталась загладить вину перед умирающим мужем, с которым она не была вместе, осознавая, что он самый знаменитый драматург России и залог ее успеха в театре.

В письмах говорится о вещах, обычных для семейных отношений: о здоровье друг друга, деньгах, погоде, поездках. Также есть и детали личной жизни: Книппер ревнует Чехова к его сестре Маше, а он беспокоится о светском образе жизни актрисы, они оба говорят о своем одиночестве и тоске. Иногда их письма были очень короткими, состоящими из одного предложения и обещания написать позже, но, тем не менее, они продолжали переписку.

Болезнь Чехова прогрессировала, и его письма становились все короче («Сегодня я ел суп и яйца, баранину больше есть не могу»), а ее письма становились все более отчаянными («Как мне не стыдно называть себя твоей женой»). Несмотря на весь трагизм ситуации, письма очень яркие и нежные. Она пишет так, как привыкла играть на сцене: страстно, называя его «дорогой, милый», а он пишет так, как жил, называя ее по-разному, только не по имени «Ольга». «Моя собачка», «моя лошадка», «мой крокодил», «мой маленький Книппершвиц», – пишет Чехов, лишь бы отвлечь ее от трагизма их отношений.

В переписке также говорится о становлении МХАТа и процессе творчества Чехова. Люди, места и события, упомянутые в переписке, затем могли появиться на страницах пьес Чехова. Работа давалась Чехову тяжело, он писал: «Мой талант драматурга иссяк». Она исполняла роли в пьесах Чехова так, как он советовал в своих письмах, а он получал из писем актрисы информацию о репетициях и представлениях.

Чехов сетовал на Станиславского, который торопил писателя с новыми пьесами, невзирая на его болезнь, а также подбирал для игры такой актерский состав, который приводил Чехова в ярость. «Звуковые эффекты во втором акте? Станиславского нужно остановить!» – однажды написал в сердцах Чехов, обеспокоенный письмами о репетициях пьесы «Вишневый сад». Чехова раздражал подбор актеров, режиссура и игра самого Станиславского, занятого во МХАТе во всех чеховских пьесах.

С другой стороны, письма проливают свет на загадочную натуру писателя. Чехов не горел желанием вступить в брак. На писателе и так было много финансовых обязательств – много лет он оказывал финансовую поддержку своей большой семье. Находясь в обществе стареющей матери, обожающей его сестры, актрис и дам из литературных кругов, восторгавшихся его творчеством, Чехов был более чем избалован женским вниманием, но оставался равнодушным к женщинам. «Хорошо, я женюсь, если вы хотите этого», – написал он своему издателю Суворину в 1895 году (в том году у него были романы не менее чем с тремя женщинами, одна из которых могла стать прообразом героини пьесы «Чайка»).

«Я никогда не смогу вынести того счастья, которое длится изо дня в день. Дайте мне жену, которая, как луна, появляется на моем небе не каждую ночь. Кроме того, если я женюсь, то от этого не стану лучше писать».

Встретив Ольгу, Чехов получил то, чего он хотел. Некоторые биографы Чехова считают, что их брак в любом случае не был бы долгим, если бы они жили вместе. «Я не способен на такое трудное и сложное для понимания дело, как брак, и роль мужа пугает меня», – писал Чехов. Биографы также предполагают, что и Ольга не была бы удовлетворена повседневной семейной жизнью.

В письмах скрываются тайны. Порой кажется, что за шутливым тоном своих корреспонденций Чехов скрывает истинные чувства. («Ответь мне честно, Антон, без шуток», – часто писала Ольга.)

Тайны скрыты не только в письмах, но также и в том, что не попало в эти письма. Один из примеров – беременность Ольги, которая завершилась выкидышем в феврале 1902 года. В биографии Чехова Дональд Рейфилд пишет, что зачатие произошло не тогда, когда писатель и актриса были вместе. Непонятно, почему актриса неожиданно приехала в Ялту в феврале? Почему она не упомянула в своих письмах про беременность? Почему она не сообщила писателю телеграммой о том, что попала в больницу, а предпочла написать письмо, которое, как она знала, будет доставлено с задержкой? Почему Чехов никогда не упоминал эту неудачную беременность Ольги в их дальнейшей переписке?

Эти вопросы не имеют ответа. Писатель и актриса не оставили после себя ребенка, но они оставили литературное сокровище, которым стала их переписка.

А.П.Чехов, переписка с женой (печатное издание от издательства «Захаров»)

Вернуться на предыдущую страницу

Использованные источники: gumfak.ru